среда, 8 августа 2012 г.

область дидактики






Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию Школьные знания

Загрузка. Пожалуйста, подождите...

Принципы обучения как категории дидактики, отражающие ее нормативную функцию

В первой главе было показано, что дидактика, как и вся педагогическая наука в целом, выполняет две функции: научно-теоретическую и конструктивно-техническую. Поэтому всю область дидактических знаний можно разделить на две группы. К первой группе относятся знания, которые дидактика получает, реализуя свою научно-теоретическую функцию. Такие знания отражают обучение и образование в том виде, в каком они существуют в реальной действительности. Это знания о сущем: о дидактических фактах (явлениях), о сущности и закономерностях процесса обучения, осуществленного в действительности. Вторая группа дидактических знаний это нормы, регулирующие деятельность обучения. Это знания о должном о том, каким должно быть обучение в соответствии с целями, поставленными обществом, и с конкретными условиями, в которых протекает этот процесс. Сюда относятся принципы и правила обучения, которыми следует руководствоваться, чтобы добиться высокой эффективности обучения. Откуда же берутся принципы обучения, на чем они основываются? На первых этапах развития дидактики принципы и правила представляли собой обобщение опыта обучения. Заметив, например, что использование картинок, иллюстраций помогает детям научиться лучше читать и считать, повышает их интерес к учению, педагоги сформулировали нормативное требование для учителя: обучай наглядно . Заметив, что прочность знаний и навыков достигается в результате многократного повторения тех или иных упражнений, сделали обобщение: повторение мать учения . Это обобщение легло в основу принципа прочности. Таких предписаний для учителей в виде принципов и правил, построенных на эмпирической основе, было достаточно для воспроизведения существовавшей практики обучения. Простое воспроизведение практики до поры до времени вполне удовлетворяло запросы общества, поскольку объем передаваемых подрастающему поколению знаний и навыков был невелик и мало изменялся от десятилетия к десятилетию. Положение изменилось в связи с возникновением крупной машинной промышленности. Ф. Энгельс так охарактеризовал эти изменения: Пар и новые рабочие машины превратили мануфактуру в современную крупную промышленность и тем самым революционизировали всю основу буржуазного общества. Вялый ход развития времен мануфактуры превратился в настоящий период бури и натиска в производстве . Эти изменения жизни общества коснулись и школы, и педагогической науки. Возникло массовое образование, увеличился объем передаваемых подрастающему поколению знаний и навыков, а также педагогических идей, регулирующих учебно-воспитательную деятельность. В этих условиях уже недостаточно стало простого воспроизведения существующего педагогического опыта, необходимо его постоянное совершенствование в соответствии с быстро возрастающими потребностями общества. Принципы и правила, построенные на обобщении уже существующего опыта, перестали удовлетворять, поскольку при таком подходе получался порочный круг: извлеченные из опыта принципы должны направлять этот опыт, служить для него руководством. Это напоминает известного персонажа из сказки, который пытался поднять себя за собственные волосы. Надо было искать для обоснования принципов другие способы и источники знаний. В дискуссии, которая была проведена на страницах журнала Советская педагогика по вопросу о дидактических принципах, было отмечено, что основной недостаток общепринятых принципов обучения заключается в том, что они обычно рассматриваются вне связи с коренными закономерностями процесса обучения в советской школе и не образуют системы принципиальных положений, определяющих содержание, методы и организацию обучения. В Философских тетрадях В. И. Ленин сформулировал очень важное методологическое положение: Законы внешнего мира, природы, подразделяемые на механические и химические (это очень важно), суть основы целесообразной деятельности человека Любая наука стремится прежде всего открыть объективные законы, действующие в определенной области действительности, в которых отражаются существенные, устойчивые, необходимые связи и определенные тенденции их развития. Эти законы дают человеку понимание объективного развития изучаемой области природы или общественной жизни. Но эти законы не содержат непосредственных указаний для практических действий. Они являются теоретической основой для выработки принципов и правил практической деятельности. Принципы обучения основываются на его закономерностях, но логически из них не выводятся. Ведь в закономерностях отражается, описывается обучение таким, как оно протекает в действительности. Какими же критериями следует руководствоваться, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Такое положение должно охватывать своим направляющим, регулирующим влиянием важнейшие элементы обучения его содержание, методы, организационные формы и не сводиться ни к каким другим положениям, не заменяться ими. Этим критериям удовлетворяет, например, положение о коммунистической направленности обучения, так как оно относится и к содержанию, и к методам, и к организации обучения и не может быть заменено никакими другими принципами. К принципам относится по тем же критериям и научность обучения. Но этим критериям не отвечает, например, рекомендация о способах демонстрации предмета при наблюдении. Эту рекомендацию можно рассматривать как одно из правил, в которых раскрывается принцип наглядности. Поскольку речь идет о принципах обучения, а обучение протекает во взаимодействии преподавания и учения, принципы должны указывать общее направление этого взаимодействия. Для определения принципов обучения важны: 1) цели обучения, обусловленные потребностями общественного развития; 2) объективные закономерности обучения как взаимосвязанной деятельности преподавания и учения; 3) способы использования этих объективных закономерностей для осуществления целей обучения; 4) конкретные условия, в которых осуществляется обучение. (Из учебного пособия для слушателей ФПК директоров общеобразовательных школ и в качестве учебного пособия по спецкурсу для студентов пединститутов, под редакцией М.Н.Скаткина)

Дата: 5-02-2012, 20:23 | --- | Просмотров: 173

Похожие публикации

Copyright 2010 - 2012. All Rights Reserved.

source




Комментариев нет:

Отправить комментарий